14 марта 2011

Братья и сёстры - друзья навсегда?

   Недавно прочла о конфликте двух сестёр, не общавшихся около года. Стало очень грустно, потому что меня в детстве учили: «брат и сестра – твои самые родные существа на свете, ссориться с ними нельзя». Я думаю, что эти золотые слова моей мамы способствовали тому, что нам, действительно, ничего не приходилось делить...

   Конечно, ссоры в семье случались: брат расковырял мою копилку, сестра испортила моё новое платье, прилепив жвачку к стулу. Я ругалась, кричала, плакала…  А они (каждый в своё время) чего-то там оправдывались и жались ко мне. И я чувствовала, что прощу им всё, пусть и не сразу. Мы никогда не дрались – мама и ссоры-то осуждала, а уж стукнуть – ни-ни! До сих пор иногда вспоминаю, как замахнулась веником на брата, как ругали родители и грызла совесть…  А среди знакомых слышала не однажды: «Да всю жизнь мы дрались, друг другу не уступали. Братья-сёстры без тумаков не живут!» И сомневалась…

   Психологи утверждают, что родители часто тренируются на старшем ребёнке, а потом усиленно заботятся о младшем, исправляя свои ошибки. Часто старший ещё и обязан подключаться к воспитанию и во всём уступать родившемуся позднее. Отсюда ревность и скандалы. В таком случае мне крупно повезло в жизни.

   Я на правах старшей получила брата в 6 лет, сестру в 11 и ни разу не почувствовала ущемления своих прав на родительскую любовь. Да, брата ежевечерне именно мне нужно было разыскивать и возвращать с улицы. Да, это я занималась воспитанием сестрёнки: уроки, собрания, причёска на выпускной,  и даже помощь в её студенческих работах. В ответ я получила безграничное доверие, любовь, дружбу  и самоотверженную помощницу в воспитании моих детей, а они, повзрослев, очень рады возможности повозиться с двоюродными сестрёнками и братиком.

Вот я и подумала: а как жили братья и сёстры со своими великими родственниками? И что вообще делить самым родным людям на свете? А как ужиться с человеком, в чём-то очень превосходящим тебя, пусть даже и очень близким?

    Александр Сергеевич Пушкин, его сестра Ольга и брат Лев

Многие пушкинисты считают, что поэт не любил своих домашних, чувствуя их холодность. Заглянув в записки родных и друзей Пушкина, я удивилась, узнав о том, как нежно он любил сестру, как заботился о ней.  "Пушкин мало кого истинно любил, кроме няни и сестры своей", - писала А.П.Керн, и я ей почему-то верю.

Именно к Ольге обращался Вяземский, с просьбой повлиять на примирение отца и сына, потому что дело касалось карьеры опального поэта и их взаимоотношений с царём. Когда сестра тайно венчалась, брат стал посажённым отцом и позже не раз помогал ей в жизни, которая счастьем совсем не светилась. Да и Татьяну свою, как предполагают литературоведы,  Пушкин наделил чертами сестры.
Брата поэта  Льва с трудом удержали товарищи, когда, узнав о смерти Александра и отъезде Дантеса, он рвался в Париж – вызвать убийцу на дуэль.


  Иван Сергеевич Тургенев, его брат Николай и сестра Варвара

    О том, что у Тургенева были непростые отношения с матерью, известно. У брата Николая хватило сил противостоять ей,  Иван всячески поддерживал его, хотя порой долгое время братья могли не видеться и не общаться, но кто из нас не спохватывается в рутине будней и не жалеет о том, что давно не звонил родным?

   А вот с младшей сестрой у них «не срослось»: Варвара была незаконорожденной и считалась воспитанницей их матери. Она росла в неге и заботе, получая всё, чего и не хотела даже. Неудивительно, что старшие братья были не в восторге от такого родства, тем более, что оба зависели материально от матери, а Варя недостатка в средствах не испытывала. Кстати, брат и сестра И.С. Тургенева настолько растворились в лучах его славы, что найти их портреты не получилось ни в книгах, ни в сети - только один Иван Сергеевич

продолжение следует...

10 комментариев:

  1. А у меня нет ни брата, ни сестры, даже двоюродных((((((((((

    ОтветитьУдалить
  2. Не огорчайся, Илоночка! Предлагаю братскую... ой, нет - сестринскую дружбу!

    ОтветитьУдалить
  3. Может пришло самое время признаться, что у меня есть родная сестра, с которой мы никогда не были дружны и можем не общаться годами. Так сложилось.

    ОтветитьУдалить
  4. Ка-а-ак я рада видеть тебя здесь, Анечка! Жаль, что и у тебя с сестрой не всё гладко. Зато парни удались - хоть куда!

    ОтветитьУдалить
  5. А мы с братом дружные:) Всегда были, хоть я старше на 6 лет. Никогда родители не нагружали воспитанием, а на собрания в старших классах к нему я ходила с большим желанием.

    ОтветитьУдалить
  6. Парни - моя гордость и радость. И я очень желаю, чтобы они по жизни были дружны и близки. Не так как их мать и родная тетка.

    ОтветитьУдалить
  7. История знает разные случаи, иногда родные люди предают, а посторонние помогают. У меня брат старше на девять лет, могли сориться по мелочам, но всегда я мог на него положиться, чувствовал его поддержку и сейчас мы живем дружно и помогаем друг другу.

    ОтветитьУдалить
  8. Леночка и Игорь, я рада, что у вас замечательные отношения с родными, ведь человек живёт ради себя и своей семьи, и надо беречь каждого в ней. Моя мама рано осталась совершенно одна и очень боялась, что одиночество достанется и мне. Но теперь, когда у меня и брат, и сестра, двое детей и четверо племянников на нас двоих с мужем(и это не предел!), точно знаю - одни мы уже не будем никогда. Большая дружная семья, хотя и редко, но собирающаяся за одним столом - что может быть лучше!

    ОтветитьУдалить
  9. Какой прекрасный пост!

    А вот у меня ни брата, ни сестры не было.
    Зато у детей моих есть. Я о них позаботилась. :) ))

    ОтветитьУдалить
  10. У меня есть старший брат, но мы никогда не были дружны. :( Думаю, о том, чтобы дети дружили, должны неустанно заботиться родители. Сами по себе хорошие отношения не складываются...

    ОтветитьУдалить